Художественная гимнастика для начинающих. На сладкое и мальчиков нет времени: как тренируются гимнастки Прокручивание со скакалкой

Художественная гимнастика для начинающих. На сладкое и мальчиков нет времени: как тренируются гимнастки Прокручивание со скакалкой

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно развивался не только умственно, но и физически, важно вовремя привить ему любовь к занятиям спортом. Для девочек в первую очередь важна осанка, легкость движений, растяжка и грациозность. Все эти качества развивает художественная гимнастика.

К первому походу на гимнастику ребёнка нужно подготовить: объяснить, чем предстоит заниматься, показать видео выступлений и занятий гимнасток, делать все, что может пробудить интерес к спорту. Маленькой гимнастке будет очень важна ваша поддержка и вера в её силы.

Первая тренировка волнительна и для ребенка, и для родителя, конечно же и для тренера. С первых минут занятия важно сконцентрировать внимание группы, справиться с этой задачей помогает построение. Как правило - это простое выравнивание в одну шеренгу. Чтобы обеспечить легкость дальнейшей работы и общения с детьми проводится знакомство группы между собой и с тренером. Знакомство проводится в форме игры. Например: каждому ребенку по очереди предлагается выйти из строя и назвать свое имя так, как ему больше нравится. В ходе знакомства инструктор может установить тип характера девочки: робкий или решительный, стесняется ли ребенок или боится – и уже в связи с этим подобрать методику проведения дальнейших тренировок.

Непосредственно тренировка начинается с подготовки дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Лучше всего это осуществить с помощью простого упражнения - бега. Для поддержания дисциплины и предотвращения травм, детям предлагается бег по кругу друг за другом. В тоже время, для сохранения интереса к тренировке, группе дается задание хлопать в ладоши в каждом углу зала или стукнуть по стенке, вдоль которой они пробегают. В начале тренировки проверяется скорость реакции: детям говориться, что по сигналу, хлопку или какому-нибудь слову, они должны выполнить определенное задание. Затем для восстановления дыхания и сердечного ритма к обучению предлагаются различные способы ходьбы: гимнастическая с носка, на полу пальцах, пятках, внешнем и внутреннем своде стоп. Для привлечения внимания все упражнения проводятся в виде игры, каждый вид передвижения ассоциируется с каким-либо предметом или животным. Для продолжения тренировки детей выстраивают в шахматном порядке, далее задания выполняются на месте.

Следующая часть тренировки - комплекс общей и специальной физической подготовки. Упражнения этого комплекса направлены на приведение в хорошую физическую форму организма занимающегося, его оздоровление и развитие. Комплекс начинается с упражнений на мышцы ног и осанку. Упражнения, способствующие развитию силы мышц, чередуются с упражнениями на растяжку и гибкость. К примеру: после подъёмов на полу пальцы и удержания равновесия на них, упражнений на развитие силы и выносливости мышц голени, следуют наклоны вперед и неглубокие приседания, с целью развития эластичности этих мышц. Большая часть упражнений выполняется сидя или лежа на полу с постепенным увеличением амплитуды. Сначала выполняются задания, направленные на развитие амплитуды движений в отдельных суставах. Затем выполняются упражнения, способствующие увеличению гибкости мышц спины и позвоночника. В основном такие упражнения выполняются детьми по очереди и под контролем тренера, так во время их выполнения крайне необходимо следить за правильностью осанки и ровным положением корпуса.

В заключительной части тренировки группе предлагаются игры, развивающие координацию, ловкость и чувство равновесия. Например: детям предлагается простоять на одной ноге, кто дольше. К играм, развивающим координацию, относят: разнообразные прыжки с одновременными движениями руками, приседаниями, чередованием движений головы и корпуса. Также в такие игры включаются элементы художественной гимнастики начального уровня.

В конце тренировки также выполняется построение, детям говорятся их ошибки, даётся домашнее задание и выставляются оценки, с целью повысить их интерес к занятиям и тягу к совершенствованию.

Во-первых, это красиво. Во-вторых, очень полезно. «Занятия художественной гимнастикой помогают развить гибкость, пластичность, координацию, — комментирует Кристина Радикевич , мастер спорта по художественной гимнастике; чемпионка России, многократная чемпионка Москвы и международных турниров и эксперт компании “Грация&Спорт”. — Они также улучшают осанку и состояние стоп, что положительно отражается на общем физическом состоянии».

Поэтому, даже если вы не мните себя новой Алиной Кабаевой, попробовать все равно стоит — как минимум, чтобы улучшить самочувствие, осанку и фигуру.

Как проходят тренировки по художественной гимнастике

Уроки гимнастики для взрослых в целом похожи на то, что делают на занятиях в детских группах. «На тренировках есть элементы фитнеса, растяжки, танцев, — объясняет Кристина Радикевич. — Так, например, на каждом занятии выполняются специальные упражнения на развитие гибкости и растяжки, для постановки и коррекции осанки, стоп, для укрепления пресса, мышц ног и спины. Входит в тренировку также освоение элементов с мячом, булавой, лентой, прыжков, поворотов, акробатических движений».

Если прежде вы художественной гимнастикой не занимались, да и в принципе не очень со спортом дружите, все эти упражнения стоит сначала освоить с тренером в зале. Но некоторые базовые элементы, например, растяжку, упражнения для стоп, можно попробовать отточить дома. Это поможет вам понять, нравятся ли вам такие тренировки. К тому же, даже этих несложных упражнений будет достаточно для того, чтобы улучшить растяжку, расслабить мышцы спины, развить пластичность.

Мы попросили Кристину Радикевич составить и показать нам комплекс упражнений художественной гимнастики для взрослых.

Как построить занятие

* Начните тренировку с разминки. 4-5 минут суставной гимнастики помогут разогреть связки. Затем выполните 100 прыжков на скакалке: 50 — вращая скакалку вперед, 50 — вращая ее назад.

* Выполняйте упражнения последовательно.

* Не гонитесь за скоростью: в комплексе есть много упражнений на растяжку, их нельзя выполнять рывками. «Старайтесь расслабиться и делать усилие на выдохе», — напоминает Кристина.

* Ориентируйтесь на свои ощущения. Легкий дискомфорт в мышцах допустим, а вот резкая боль — нет. Первый — свидетельствует о том, что мускулатура постепенно тянется, вторая — может сигнализировать о травме.

* Занимайтесь по этой программе 5-6 раз в неделю. «В вопросах развития гибкости очень важна регулярность: чем чаще вы выполняете упражнения, тем быстрее вы придете к результату», — говорит Кристина Радикевич.

Для выполнения упражнений комплекса вам понадобится коврик и скакалка.

Готовы начать занятие? Повторяйте за Кристиной.

Прокручивание со скакалкой

Опуститесь на колени. Поставьте правую ногу перед собой, согнув ее до прямого угла. Поставьте ее на носок, прижимая согнутые пальцы к стопе. Подайтесь корпусом вперед, положите правую руку на пятку и медленно как бы выталкивайте ее вперед. Через 10-15 секунд смените положение пальцев: разогните их, упритесь подушечками в коврик и снова, толкая пятку руками вперед, растяните стопу. Через 10-15 секунд повторите все с другой ноги.

Наклон к прямым ногам

Встаньте прямо, поставьте стопы шире плеч. Наклонитесь корпусом вперед, коснувшись руками пола. Направьте носки стоп в стороны. Перенесите 60% веса на руки. С выдохом медленно опускайте таз вниз, все сильнее скользите стопами в стороны. Зафиксируйтесь в доступном вам положении. Начните с 15-20 секунд, постепенно доводя это время до 3-4-х минут.

Продольный шпагат

Опуститесь на колени, правую ногу вытяните вперед. Толкая правую стопу вперед, с каждым выдохом опускайте таз все ниже. Следите за положением таза: оба его сустава бедер должны быть примерно на одном уровне. Зафиксируйтесь в доступном вам положении на 15-20 секунд. Постепенно это время нужно увеличить до 3-4-х минут. Выполните все то же самое на другую ногу.

Гимнастика является универсальным комплексом упражнений и отличается многообразием, простотой и доступностью. Каждый спортсмен вне зависимости от возраста или уровня физической подготовки способен подобрать наиболее подходящий набор гимнастических упражнений и улучшить общее состояние здоровья.

Регулярное выполнение гимнастических упражнений заметно скажется на рельефности мышечной массы, гибкости, подвижности, выносливости организма, снижении лишнего веса, а также положительно повлияет на дыхание, сердечную деятельность и работу желудочно-кишечного тракта.

В зависимости от направленности упражнений гимнастика делится на общеразвивающую, тонизирующую, атлетическую и оздоровительную.

Оздоровительная или лечебная гимнастика предполагает выполнение назначенного врачом комплекса упражнений, подобранных индивидуально каждому пациенту.

Атлетическая физкультура отличается использованием различных спортивных снарядов для усиления гимнастического эффекта. В качестве отягощений часто применяются гири, штанги, эспандеры или силовые тренажеры.

Тонизирующий эффект достигается путем музыкального сопровождения, непрерывности упражнений и определенным темпом движений.

Такая гимнастика является неотъемлемой частью программ для похудения и имеет строгую направленность на проблемные участки тела.

Однако среди всех видов гимнастических упражнений наиболее популярна и востребована общеразвивающая.

Общеразвивающая гимнастика

Универсальные гимнастические упражнения характеризуются универсальными и общеукрепляющими движениями, которые комплексно воздействуют на все органы и системы организма.

Такая гимнастика является основой каждого спортивного занятия, подходит и детям, и старикам, не требует особой подготовки и включает в себя множество вариаций различной сложности.


Упражнения без предметов

Самый удобный и доступный вариант тренировки – это выполнение упражнений без дополнительных спортивных снарядов. Свобода действий дает возможность активно заниматься за пределами спортзала или фитнес клуба, в домашней обстановке или на свежем воздухе. В качестве нагрузки в таком случае выступает собственный вес, частота и резкость движений.

Ниже представлены несколько универсальных упражнений, которые можно включить в ваш гимнастический комплекс:

Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, лопатки сведены, голова приподнята, а глаза смотрят вперед. Поочередно поднимаем руки вверх через стороны, вперед, делаем «ножницы» и «колесо», делая не менее двух повторений для каждого из перечисленных движений.


Из аналогичного исходного положения делаем наклоны вперед и назад, в левую и правую стороны, а также круговые движения. Каждый вариант выполняется по 20 раз.

Из положения стоя делаем глубокий присест, после чего возвращаемся на исходную, поочередно поднимаем колено каждой ноги к груди. Далее выполняются махи и выпады ног. Каждое упражнение повторяется до 20 раз в несколько подходов.

Упражнения с палкой

Разнообразить упражнения и усилить эффект можно с помощью гимнастической палки или любых других подходящих вытянутых предметов.

С помощью подобного длинного снаряда в 120 см максимально качаются плечевые, спинные и грудные мышцы, разрабатываются суставы, связки и сухожилия.

Так, при помощи гимнастической палки можно выполнить упражнение по скручиванию позвоночника:

  • Принять исходное положение стоя, поставив ноги на ширину плеч, стопы параллельно прижав к полу, подбородок приподняв и расправив грудную клетку;
  • Зафиксировать снаряд на локтевых сгибах за спиной;
  • Держа спину прямо и не отрывая ноги от пола, совершить движения в левую и правую сторону;
  • Все движения необходимо делать без помощи рук и только за счет мышц спины и живота;
  • Выполнить упражнение около 30 раз, повторив его в три подхода.

В качестве гимнастических снарядов можно использовать и другие приспособления: ролик, скамейку, шведскую стенку, гантели.

Фото гимнастических упражнений ясно показывают, что чаще всего подобная физкультура выполняется легко, весело и в большой компании. Простая техника, универсальность и доступность делает гимнастику неотъемлемой частью жизни каждого человека, которому небезразлична его здоровье и физическая форма.

Фото гимнастических упражнений


Если юная гимнастка занимается плохо, без должного стремления, ее пугают танцами и модельным бизнесом. В детско-юношеской школе по художественной гимнастике говорят, что акробатика, танцы, эстетика — для неудавшихся гимнасток, настоящие таланты будут тянуть носок и гнуть спину до последнего. Что стоит за красивой осанкой юных гимнасток, выясняли корреспонденты Sputnik.

Ириски от тренера больше не прячут

В гимнастику детей можно отдавать с четырех лет, а в шесть некоторые из них едут на первые соревнования. И даже у таких малышей четырехчасовые тренировки проходят не меньше четырех раз в неделю, что уж говорить о гимнастках постарше: все время, которое не посвящено школе, уходит на гимнастику. Уже в девять утра в зале тянули носок и оттачивали программу с предметами группы разных возрастов.

© Sputnik Сергей Пушкин

Представления о том, что гимнастка не может позволить себе лишнюю булочку, не оправдались тут же — тренер Александра Дакимович заверила, что сейчас в спорте нравы не такие строгие, как были когда-то. Говорит, в годы ее занятий приходилось прятать ириски в ранце, чтобы обмануть тренера.

"Разумеется, не нужно злоупотреблять жирным и мучным, но в основном маленькие гимнастки едят, что хотят — едоки из них плохие. Эти дети сами по себе, по телосложению совсем не прожорливые. Другое дело — старшие, им уже многого хочется, и перекусить сладким, и с мальчиками встретиться, а времени нет", — рассказала корреспонденту Sputnik тренер группы.

Здесь рассказали, что малышей нередко приводят на занятия родители — последние мечтают о звездном будущем. Но тех, кто ходит без желания, задержать не удается, даже если дети талантливы.

Медаль и накраситься

"Когда начинаются растяжки, от игры переходим к нагрузкам, многие уходят. Без желания выдерживать это очень сложно", — заверила тренер.

В итоге на этапе, когда желание повседневной жизни затмевает жажду ленточки и купальника, отсеивается почти половина детей. До этапа, когда впору говорить о гимнастике как о серьезном спорте, доходит десять процентов.

"К большинству стараемся найти подход, но есть такие, которых ничем не заманишь — нежные дети, которые любят себя. А бывает, что родители наиграются и забирают своего талантливого красивого ребенка", — рассказала тренер о причинах ухода из спорта.

К слову, не обязательно отдавать ребенка на занятия в раннем возрасте, все зависит от того, насколько он развит, в том числе интеллектуально.

"Некоторые в пять лет уже сообразительны, а другие ничего не понимают. Стоят два ребенка пяти лет, и одна все делает, а другая не понимает, как нужно вытянуть ногу. Но, разумеется, тем, кто пришел раньше, легче делать растяжки", — рассказала хореограф школы Алла Владимировна.

© Sputnik Сергей Пушкин

С детьми здесь принято разговаривать как со взрослыми, особенно не церемонясь. Правда, тренеры утверждают, что и развиты дети куда лучше, чем их одногодки. Уровень интеллектуального развития принимается во внимание и при зачислении, наряду с врожденными физическими данными.

"Длинные красивые ножки, симпатичное лицо — это все важно. Но задавать вопросы начинаю с простого "Как зовут?" Важно, как ребенок реагирует. А уже потом мы смотрим, высокий ли подъем и ровные ли коленки", — перечисляет тренер Александра.

Тут же она демонстрирует на одной из учениц школы, как должна выглядеть настоящая гимнастка — шпагат, подъем и так называемая складочка.

На вопрос, зачем тебе гимнастика, маленькая Данута отвечает безапелляционное "Хочу медаль", причем, золотую. Кроме медали, дети хотят купальник и ленточку. Тренер рассказала, что это один из главных стимулов. Когда дети капризничают, к ним приглашают старшую группу, те выступают в красивых купальниках — и капризы прекращаются.

"Буду терпеть, хочу купальник", — смеется тренер. Кроме купальника гимнастки хотят накраситься и ленточку. Последняя — любимый предмет не только большинства зрителей, но и самих детей, правда, с ней любят скорее играть, а не заниматься. Некоторые родители предметы — обруч, мяч, ленточка, булавы — покупают за свой счет, самых одаренных обеспечивает школа.

За ленточку приходится отдать порядка миллиона рублей, столько же — за булавы, чуть меньше — за скакалку и мячик. Впрочем, многие родители готовы отдавать любые деньги.

"Сразу поняла, что стану тренером, и уже 16 лет работаю — на меня еще в детстве оставляли группы младших. До сих пор обращаю внимание на улице, если мимо идет девочка с красивыми ногами. Мне говорят — да прекрати уже — а я не могу пропустить ноги, которые созданы для тренировок", — поделилась тренер школы.

  • Ударные - тренировки с высокой интенсивностью;
  • Оптимальные - нагрузки составляют до 80% от ударных;
  • Умеренные - до 70% ударных тренировок;

Классификация по организации делит занятия на:

  • Фронтальные - группа гимнасток одновременно выполняет одно и то же задание;
  • Групповые - ученицы выполняют занятия в группах;
  • Индивидуальные - для каждой гимнастки подбирается отдельное задание.

Среди способов проведения тренировки различают два основных - раздельный (перед каждым упражнением тренер объясняет задачи) и поточный (упражнения выполняются без пауз).

Классификация учебно-тренировочных уроков

Учебно-тренировочные занятия состоят из трех основных частей - подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительных занятиях определяются методы проведения уроков, задачи тренера и спортсмена, а также разрабатывается программа обучения для дальнейших тренировок. Общие задачи делятся на два периода:

  • Разминка - создание соответствующего физического и психологического фона, помогающего настроиться на серьезные нагрузки и подготовить двигательный аппарат к дальнейшим упражнениям;
  • Образовательные задачи - часть урока, посвященная формированию навыков выполнения определенных заданий, организации взаимодействия группы, повышению координации и подготовке к основной части занятия.

Во время подготовительной части урока используется ряд средств, облегчающим задачу тренера:

  • Общие упражнения развивающего характера;
  • Бег и ходьба;
  • Музыкально-двигательные задания и танцевальные упражнения;
  • Хореография;
  • Базовые задания художественной гимнастики.

Упражнения выстраиваются в порядке влияния на различные суставы - тазобедренные, коленные, голеностопные. Амплитуда движений постепенно нарастает. В среднем, длительность подготовительного периода составляет от 30-90 минут.

На основной части занятия решаются главные задачи, поставленные тренером. Развиваются волевые и физические характеристики, формируются спортивные и двигательные способности. Также решаются такие частные задачи, как:

  • Развитие координационно-двигательного аппарата и улучшение его работы;
  • Формирование осанки;
  • Освоение прикладных умений;
  • Разучивание новых и совершенствование старых упражнений.

По типу характера данный период занятия может быть однонаправленным (только совершенствование движений) и комплексным (разучивание новых упражнений). Средняя продолжительность урока составляет от 50 до 120 минут.

Заключительная часть занятия отличается для разных возрастных групп. Начинающие гимнастки в этот период занимаются музыкально-двигательной деятельностью, а гимнастки с высокой квалификацией проводят специальную физическую тренировку.

Основными задачами данного периода является снятие нагрузки, повышение общего тонуса спортсменов и подведение итогов урока. Для выполнения поставленных целей гимнастки делают упражнения на расслабление, занимаются ходьбой и проводят музыкальные и танцевальные игры.



top